ozr_znanie (ozr_znanie) wrote in ozr_znanie_all,
ozr_znanie
ozr_znanie
ozr_znanie_all

Чего хотят территории?

Так была сформулирована тема дискуссии, состоявшейся на днях в Центральном Доме Художника. Для нас она представляла интерес тем, что, получив определенный опыт в продвижении достопримечательностей Карелии, мы готовы его использовать и в отношении других регионов России.



Модератор дискуссии Константин Гаранин – ведущий российский специалист в области маркетинга территорий и краудсорсинга, член Экспертного совета при Правительстве РФ. Он является директором по развитию проектов «Горный курорт «Роза Хутор», «Ярославское взморье», «Завидово». Как он заметил, открывая дискуссию, любая территория – регион или город хотят одного – чтобы именно к ним пошли инвестиции, приехали туристы. Территория – это продукт, товар и сегодня мы подходим к тому, что в Европе делают несколько десятков лет. В Ирландии в заброшенную деревню привлекают тем, что любому желающему предлагают жилье и 30 тысяч фунтов подъемных. В Канаде на границе с США бесплатно дают землю с условием, что в течение трех лет ты на ней построишь дом. В России – это, к примеру, история с дальневосточным гектаром и «нулевая» ипотека под строительство на Курильских островах.


В маркетинге территорий, как и в любом другом деле, важно формирование целей. К примеру, «мы хотим, чтобы в нашем городе стало на 3 тысячи жителей больше», или «мы ставим задачу – вдвое увеличить поток туристов». При этом правда, отметил представленный в качестве еще не так давно самого молодого мэра в Ростове Великом, а потом и заместителя губернатора Ярославской области Юрий Бойко, важна конкретика, какого именно туриста мы хотим привлечь, и, главное, зачем? К примеру, китайские туристы, погоня за которыми становится модой, все свои деньги тратят исключительно на шопинг. И потому, представляют интерес только для Москвы и Санкт-Петербурга, в которых представлены все главные бутики Европы с более низкими ценами.

Или другой пример. Ремонт дорог в Москве – это, конечно, очень важный элемент урбанистики. Но не более того. Никакого конкурентного преимущества этот процесс не создает. В любом случае, ни москвичи не уедут, ни дополнительные иностранцы не приедут. А для Углича иметь дороги лучше, чем, например, в Суздале, необходимый и эффективный инструмент. В Москве конкурентное преимущество для приезжих создала бы Тверская не закатанная в асфальт, а покрытая бронированным стеклом, через которое можно увидеть археологические слои.

Еще о привлекательности и конкурентности. Известно, что у нас чуть ли не половина страны в руинах – деревни, церкви, старые дома, воинские части. Однако и их, оказывается можно «продать» туристам из Франции и Италии, для которых езда по руинам – хит. К примеру, недалеко от Лондона известный уличный художник Бэнкси из развалин сделал «Анти- диснейленд». Его за месяц посетило, 150 тысяч человек, в результате чего, только продажа билетов дала 450 тысяч фунтов, стритартеры заработали порядка 20 миллионов фунтов. В Аргентине когда то затопленный город, выйдя из под воды, стал меккой экстремального велотутизма.



Наиболее интересные проекты территорий, по мнению Константина Гаранина, появляются из союза местных и приехавших со стороны специалистов. Таким специалистом зарекомендовал себя представленный участникам дискуссии доктор экономических наук, профессор Николай Новичков – советник министра культуры Российской Федерации. Уехав из Москвы и возглавив в 2011 году Министерство культуры Пермского края, он стал генератором рассчитанного до 2020 года проекта: «Пермь – культурная столица Европы», а с марта нынешнего года- советник губернатора Новгородской области, где уже создал «Национальный туристический офис – Русь Новгородская». По его мнению, каждый город, кроме не аграрного рода занятий его основного населения, наделен такими признаками, как Общие смыслы (история, традиции, ценности, мифы, герои, «пульс места», «гении места» и т.п.). Кроме этого любой город имеет свою миссию – предназначение для жителей и окружающего мира, которое, отвечая на вопрос «зачем, для чего или для кого существует тот или иной город?» является ключевым. Целевые аудитории, на которые ориентируется любой город – это имеющиеся жители, потенциальные жители, а также туристы, бизнес-визитеры и инвесторы. Кому то из них (а лучше всем сразу), считает Николай Новичков, город должен быть интересен и потому поиск предназначения считает одной из важнейших проблем современных городов. Таких типологий городов он называет около двух десятков, в том числе – город- крепость, город- рынок, город- музей, город- столица и город- курорт. Его смыслом может быть также определенный вид деятельности – город- завод, город- университет или город- транспортный узел. Это предназначение в тот или иной исторический период может меняться. Например, Нижний Новгород в пограничных землях между Владимиро–Суздальским княжеством и Волжской Булгарией служил крепостью. В смуту стал ядром ополчения Минина и Пожарского. Позднее ключевым торгово-ярморочным центром. В XX веке – одним из флагманов машиностроения. Что же касается XXI века, то, по мнению специалиста, вопрос о предназначении Нижнего Новгорода пока остается открытым.


Есть, наконец, по его классификации такой тип, как город-инерция – городские поселения, существующие без наличия четкого предназначения. И таких городов, пожалуй, большинство. Тем не менее и в них тоже есть, что «продать», потому что предметом такой продажи в конечном счете служат впечатления. Их могут создавать ландшафтные и климатические особенности, собрания артефактов и свидетели событий, действующие культурные институции (театр, концертный зал, галерея) и публичные пространства, не материальное культурное наследие (обряды, кухня, говор) и стрит арт. Чтобы правильно выстроить этот набор впечатлений, обязательно нужны специалисты – варяги – люди со стороны с не замыленным взглядом и, конечно, грамотные заказчики территориальных проектов – стейкхолдеры, позволяющие реализовать основной принцип маркетинга территорий: «Мыслить- глобально, действовать- локально».


Александр Евлахов, главный редактор журнала "Новые Знания"
Tags: Москва, выставки, дискуссионный клуб
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments