ozr_znanie (ozr_znanie) wrote in ozr_znanie_all,
ozr_znanie
ozr_znanie
ozr_znanie_all

Круглый стол «Благотворительность и просветительство. Точки пересечения»

В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол "Благотворительность и просветительство. Точки пересечения". Инициаторами проведения выступили Общественный совет Фонда общественной дипломатии, Общество "Знание" России и НП "Юристы за гражданское общество". В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации представители крупных общественных, просветительских и благотворительных организаций и учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Участники обсудили сферы пересечения интересов просветительских и благотворительных организаций, формирование "шаговых" предложений, направленных на систематизацию взаимоотношений просветительских и благотворительных организаций, ориентированных на удовлетворение общественного запроса на просветительские услуги.

Общество "Знание" России и Фонд общественной дипломатии долгое время занимаются проблемой просветительства в стране. Сама идея просвещения после развала СССР, по мнению экспертов, на долгое время была просто забыта государством и обществом. Общество "Знание" России, Фонд общественной дипломатии, представители других общественных организаций намерены реанимировать идею просветительской работы. Участники федерального проекта "Просвещенная Россия" готовят предложения, которые будут внесены в Стратегию развития просветительской деятельности. Речь идет, в том числе, и о создании законодательной базы. Вполне возможно, даже об отдельном проекте закона.

Модератор круглого стола – Александр Шарлай, председатель Общественного совета Фонда общественной дипломатии, координатор федерального проекта "Просвещённая Россия", заметил, что в последние годы в России запрос на просветительство заметно возрос.

"Созрела необходимость закрепить эту деятельность на законодательном уровне. Правда, одних региональных постановлений и поправок недостаточно. Нужна прочная законодательная база, только поправками мы не сможем достичь конечной цели. Сегодня категорийно-понятийный аппарат, касающийся просвещения, размыт. При этом к разработке законодательных норм необходимо подойти очень тщательно с тем, чтобы сфера просвещения не стала объектом для действия различных "темных сил", типа националистов или экстремистов".

По его мнению, "важно, чтобы просвещение носило гражданский, а не политический окрас".

"Все помнят советский "Политпросвет", ориентированный на одну политическую силу и ставший "руководящим и направляющим", – заявил Шарлай.

Понятие "просвещение" редко употребляется в российском законодательстве, поэтому трудно сказать, к какой сфере деятельности его лучше отнести, заметила руководитель юридической службы НП "Юристы за гражданское общество" Ольга Свириденкова. В частности, оно упоминается в ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". А понятие "образование" устанавливается ФЗ "Об образовании". Как правило, просветительская деятельность сопоставляется с образовательной, и эксперты все время пытаются провести границу между ними.
Ольга Свириденкова предлагает обратить внимание на два основных критерия образования: оно всегда направлено на получение определенных знаний и навыков, что подтверждается соответствующим документом. К тому же ведение образовательной деятельности подразумевает получение лицензии.
По мнению эксперта, если просветительство будет "приравнено" к образованию, то у многих организаций, которые занимаются просветительской деятельностью, могут возникнуть проблемы (придется получать лицензию и т.д.).

Заместитель директора Московского дома общественных организаций Ирина Королева также видит разницу между образованием и просветительством. К последней сфере, например, относится воспитание детей. Заниматься просвещением подрастающего поколения можно было бы с помощью специального теле- или радиоканала. Лекций и публикаций в печатных СМИ для этого недостаточно, полагает И. Королева.

В рамках дискуссии директор волонтерского центра МГГУ им. М.А Шолохова Крутицкая Е.В. рассказала о том, что образование – ключевой элемент, заложенный в философию олимпизма его основателем Пьером де Кубертеном.
С 1 сентября в 2011 г. волонтеры МГГУ им. М.А. Шолохова участвуют в реализации проекта Оргкомитета «Сочи 2014» «Олимпийский урок». Его тематика спланирована таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о философии и ценностях Олимпийского и Паралимпийского движений, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки г. Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, олимпийском наследии. Важное место в просветительской деятельности центра занимают такие социальные проекты, как «Правопорядок и безопасность в нашем доме» - уроки правовой грамоты для детей-сирот; «Коннект поколений» - обучение пожилых людей компьютерной и мобильной грамоте; «Москва – город грамотных людей» - инициация мероприятий по исправлению ошибок, допущенных на баннерах и вывесках г. Москвы; «Карта доступности» - участие в создании базы доступных объектов и элементов безбарьерной среды на территории России.

"Идея просветительства мне близка, поскольку всю свою жизнь занимаюсь правовым просвещением. Люди должны знать о своих правах и обязанностях, о законах и о том, как эти законы применять. Надеюсь, что по итогам мероприятия будет сформирована рабочая группа по обсуждению необходимости регулирования данного вопроса, которую должен возглавить Александр Шарлай", – заявила член ОПРФ Дарья Милославская.

Она также добавила, что Общественная палата поддержит проект "Просвещенная Россия" и примет участие в обсуждении положений Стратегии развития просветительской деятельности, законодательных инициатив, которые будут предложены.

"Важно понять, кем и как будет вестись правоприменительная практика в случае принятия соответствующего закона кто определит, какая деятельность просветительская, а какая – нет. Мы должны сделать максимальным позитивный эффект и минимизировать возможные риски", - заключила Милославская.

По итогам обсуждения был принят ряд важных решений: вынести рекомендации в сфере правового урегулирования понятия "просветительская деятельность", определить нормы государственной поддержки учреждениям, осуществляющим просветительство, создать рабочую комиссию по разработке общероссийских мероприятий в области просвещения.

Tags: Просветительство, Федеральный проект "Просвещённая Россия", круглый стол, сотрудничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments